(Исследование мнений на интернет-форумах)
Преподавание по альтернативным методикам – это дань моде или социальная необходимость развивать детей по новым меркам? Стоит ли копировать западные модели развития, образования и воспитания подрастающего поколения? Такое обучение улучшает знания ребенка или несет вред? Правду будем искать сегодня вместе с вами, уважаемые читатели. Приглашаем вас к обсуждению статьи на нашем сайте Учебного центра «Эй-Би-Лингво».
Что такое альтернативная школа?
Наверняка, многие из вас слышали о таких новаторских методах, как педагогика Монтессори, Штайнера, Френе, программы Балабанова, Вальдорфа, «Росток» и многих других. Не будем конкретно описывать каждую из них, не будем в нашей статье иметь в виду какую-либо определенную методику. Сейчас были приведены лишь примеры популярных в Украине методик, чтобы читатель имел понятие, о чем идет речь. С каждым годом появляются все новые и новые модели, которые просто поражают наше воображение.
Чем же там занимаются?
В основном представление большинства о новаторских методиках ограничено лишь некоторыми аспектами, как то, что дети занимаются на коврике вместо того, чтобы сидеть за партами, водят хороводы и в них как-то развиваются индивидуальные творческие способности.
Копнем глубже
Альтернативное учебное заведение – это частная, в основном, организация, которая предлагает новаторскую методику или несколько и внедряет новый подход к учебно-воспитательному процессу.
В чем же заключается сам подход?
В некоторых школах практикуется отсутствие оценок, расписания уроков, обязательных предметов и классов, домашних заданий, выбор предметов происходит по желанию, общение с преподавателями – на равных.
Каждый любящий родитель желает, чтобы его ребенок вырос гениальной, уникальной творческой и успешной личностью. Бытует мнение, что именно альтернативные школы призваны развивать творческие и личностные задатки подрастающего поколения. Поэтому и количество данных заведений в нашей стране неумолимо растет. Хотя есть и противоположные мнения относительно целесообразности и показания применения подобных методик. Рассмотрим по порядку.
Государство до сих пор (с начала ХХ века – времени зарождения данных методик) не готово принять их (абсолютное большинство) под свою ответственность – соответственно, существуют в основном частные школы для реализации данных идей.
Чему там учат?
– В таких частных школах часто изучаются только те предметы, которые ребенок хочет изучать.
Мнение за: Ребенок счастлив. Да здравствуют любимые дела! Не в этом ли счастье? В праве выбора!
Мнение против: Как же быть, если у ребенка любимые физкультура и пение? А как на счет элементарных знаний по математике, физике, химии…, без которых сложно не то что жить, – существовать? Главный вопрос: как сдать тестирование по окончании 11-го класса?
– Дается список заданий, которые нужно выполнить самостоятельно. И пока они не выполнены, не приступают к новому. Вычитки нового материала также не существует. Учитель только контролирует результат.
Мнение за: Ребенок учится быть самостоятельным и ответственным, и это хорошо.
Мнение против: А если ребенок уже полгода сидит на одном и том же задании, кто тогда его подтолкнет? Какова, собственно, функция учителя? Контроль? Таким образом, функция педагога как такового попросту упрощается. Учитель – человек, который помимо воспитания еще должен заниматься образованием. Но так считают, похоже, не все.
– Никто не заставляет писать диктанты, сочинения на определенные темы. Тему ребенок может выбрать сам. Персонажем в сочинении может являться как сам ребенок, так и персонаж мультика или компьютерной игры.
Мнение за: С одной стороны, это хорошо: дети занимаются снова-таки любимым делом, любимой темой, право на выбор которой, – только у них и ни у кого больше.
Мнение против: Сложно представить учителя, читающего диктант пятнадцати воспитанникам на разные темы. И кем же вырастет ребенок, получивший образование по комиксам и играм? Вряд ли ребенок будет писать сочинения на жизненно важные темы, которые предполагают философское осмысление, по своей воле.
– Классы из детей разных возрастов, индивидуальная программа и темпы обучения.
Мнение за: Есть смысл объединять в классы детей по уровню развития, по темпу обучения, учитывая индивидуальные наклонности, даже, невзирая на возраст. В таких классах все будут равны.
Мнение против: Детям лучше общаться со сверстниками, которые максимум на год старше или младше, но не с большим отрывом. К тому же, ребенок должен стремиться к знаниям, поглядывая на своих преуспевающих товарищей.
Задуматься над целесообразностью обучения в таких школах заставляет тот факт, что данные методики хороши и применимы только для детей раннего возраста (3-6 лет). Частные же школы предоставляют свои услуги до окончания ребенком 11-го класса. Окончив такую школу, ребенку все равно придется пройти государственное независимое тестирование, получить аттестат государственного образца. А как это сделать, не имея знаний по другим предметам, неинтересным для ребенка?
Даже изучая предметы по желанию в начальных классах, и перейдя в обычную школу в пятый класс, ребенок уже не сможет адаптироваться к новым требованиям, завышенным (по мнению педагогов альтернативного обучения). У ребенка не будет необходимых знаний по предметам, которые должны были изучаться в начальной школе. Уже со второго класса ребенок должен получать теоретическую базу знаний, чтобы иметь возможность ее применять на практике. Играть в познание мира можно максимум до 6 лет. Вырастить хороший урожай, просто копаясь в саду, можно только благодаря биологическим и агрономическим познаниям. А это уже не игра.
Комментарии на интернет-форуме:
1. Развивать творческие способности в программировании, медицине без определенных знаний возможно? Чем измеряются и диагностируются эти творческие способности? Все это весьма поверхностно и неосязаемо. Без планомерного и трудоемкого процесса обучения тут никак не обойтись. Так ли весело учить название костей скелета на 3-х языках? А представьте, что детей научили заниматься только тем, что они хотят!
Скорее всего, кроме дошкольного обучения, данные альтернативные методики применимы в системе дополнительного образования, в художественных школах и кружках, иностранных клубах, но никак не на большинстве школьных уроков. Не зря ведь Министерство образования не признает и не внедряет в полной мере данные новаторства, хотя существуют экспериментальные классы, в которых все-таки не отказываются от обязательных к обучению предметов.
2. Человек есть существо животного мира, поэтому часто наши желания неприемлемы для социума в своем осуществлении. Если воспитание основано на желаниях ребенка, то вырастет личность типа белгородского стрелка. Мы и взрослые часто ошибаемся в выборе, пытаясь принести себе пользу, а уж про детей и говорить нечего.
3. О том, чтобы позволить ученику продвигаться вперед в собственном ритме с помощью специальных учебных материалов, которые состоят из различных игр и деревянных игрушек. Интересно, а на выпускных экзаменах они что делают? Пирамидку на скорость складывают?
4. Если эта система предназначена исключительно для дошкольников, то чем она такая альтернативная? В наших детских садах она как раз самая что ни на есть стандартная.
Итак, наше исследование подошло к концу, были выражены разные мнения относительно нашей проблемы. Конечно же, только родителям решать, в какую школу отдавать ребенка, что ему будет полезнее, в зависимости от его способностей и целей в жизни. Данная статья не является руководством к действию или навязыванием чужих мнений, а лишь предлагается для освещения проблемы под разными углами.
Коллектив Учебного центра “AB–Lingvo” хочет вам пожелать успешных детей, достижения целей, прекрасных рабочих мест и процветания! До следующих встреч на страницах нашей газеты «Успешный ребенок».
Чиж М.В.